ИНТЕРАКТИВНОЕ СОБЫТИЕ ПЛЕЙБЕК-ТЕАТР "ТАКАЯ РАЗНАЯ РАБОТА..."
Схема проведения
Цель: создание предпосылок для успешного профессионального самоопределения

Задачи:

· Создать условия для осознания обучающимися личных предпочтений и склонностей;
· Расширить представления обучающихся о профессиональной деятельности людей;
· Познакомить обучающихся с некоторыми трудностями, встречающимися в профессиональной деятельности;
· Развивать умение прогнозировать, строить гипотезы, аргументировать своё мнение.

Адресность: 9-11 классы
Охват: до ста человек

Информационная справка:

В разработке интерактивного события использованы три современных методики: плейбек-театр, методика «Мыслительные шапки», кейс-метод.

Плейбек-театр – современное направление развития театрального искусства, разновидность импровизационного театра. Его иногда называют «театром без пьесы». Суть плейбек-театра заключается в том, что актеры разыгрывают историю, рассказанную кем-то из зрителей. Существует множество форм плейбек-театра, например, «ледяная скульптура», «хор», «свободная история», «марионетки», «балет рук» и прочие.

Методика «мыслительные шапки» - современная форма организации дискуссии. Она заключается в том, что участники дискуссии надевают разноцветные шапки, каждая из которых символизирует какую-то установку. Белый цвет – призывает «нейтральные» цифры и факты, аргументирует «весом фактов»; красный – выражает эмоции и чувства, интуицию, догадки; черный – несет трудности, невозможность решения, негативные оценки; голубой означает холодную удаленность, контроль над собой и другими; желтый символизирует оптимизм, конструктивный подход, ожидание будущего; зеленый – творческое отношение к любому делу, стремление исследовать, создавать новое.

Кейс-метод – решение проблемных заданий, практических ситуаций (кейсов) из различных областей, с привлечением дополнительной информации, которую нужно изучить для решения кейса.

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ
В интерактивном событии участвуют две большие группы: актеры и зрители.

Актеры заранее делятся на мини-труппы по 6 человек (4 или 5 мини-трупп). В каждой мини-труппе участники заранее распределяют между собой роли:

«адвокат дьявола» или «пессимист» (черная шапка)
«наблюдатель» (голубая шапка)
«оптимист» (желтая шапка)
«новатор» (зеленая шапка)
«ученый» (белая шапка)
«возбудитель эмоций» (красная шапка)

Организатор события объясняет участникам мини-труппы особенности каждой роли.

Каждая мини-труппа получает проблемную ситуацию. Задача мини-труппы – познакомить с ситуацией зрителей, а потом обсудить проблему, не выходя из своих ролей. «Ученый» предлагает факты, сведения, делает выводы; «Оптимист» выстраивает положительную перспективу, предлагает конструктивные решения; «возбудитель эмоций» дает эмоциональную оценку; «адвокат дьявола» опровергает всё, что может и так далее. В конце обсуждения «наблюдатель» делает общий вывод и сообщает, кто из актеров придерживался своей роли. Общее время выступления – 5-8 минут.

Первая мини-труппа выходит на сцену в разноцветных шапках. По окончании их дискуссии зрители пытаются угадать, что означает каждый цвет, и как называлась роль актера. Актеры сообщают зрителям смысл роли.

После первой мини-труппы выходит вторая и проводит обсуждение доставшейся им ситуации. Шапок они не надевают. Задача зрителей – угадать, кто какую роль представлял. После окончания обсуждения актеры по очереди выбирают зрителей, которые выбирают, какую шапку надеть актеру. Когда зрители определили распределение ролей, актеры исправляют их ошибки.

Так же происходит выступление третьей и четвертой мини-трупп. По окончании представления ведущий благодарит всех участников и коротко подводит итоги, напоминает удачные моменты, формулирует наиболее важные выводы. На этом событие завершается.

Если в зале присутствуют взрослые зрители, они могут предложить одной из трупп свою ситуацию, но это очень сложна задача. Организаторам лучше заранее подобрать проблемные ситуации из числа коротких кейсов.

ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Ю. Малевин работает в ООО «Три кита» с 2009 г. в должности техника-технолога холодильного оборудования. За время работы его три раза отмечали за высокое качество работы и регулярно выплачивали премии по итогам года. Однако за последний год отношения Ю. Малевина с коллегами стали натянутыми. Он вообще никогда не был особенно разговорчивым, но сейчас потребовал от коллег держаться подальше от его рабочего места. Ю. Малевин дал понять, что у него пропадают инструменты, и он хочет обезопасить свое рабочее место. Ухудшилось и качество его работы. Примерно год назад производимые им аппараты оценивались как полностью бездефектная продукция. В настоящее время при выборочном контроле оказалось, что его изделия требуют переделки в трех случаях из ста. Таким образом, уровень брака в его работе вырос с нулевого до 3 %. У его коллег брак не превышает 1,5 %.

Поведение Ю. Малевина вызвало беспокойство у руководителей подразделения. Хороший работник превратился в середняка. Что могло стать причиной изменения поведения Ю. Малевина? Какими должны быть действия руководства?


2. Главу администрации сельского поселения беспокоит то, что на территории поселения местные жители часто выбрасывают бытовой мусор прямо на улицу, а часть мусора относят или отвозят за околицу. Раньше раз 16 в три дня приезжала машина – мусоровоз, и жители имели возможность в назначенное время вынести бытовые отходы. Средств в бюджете поселения на организованный сбор и вывоз мусора сегодня нет. Постепенно улицы поселения «зарастают» мусором, а за околицей села постепенно разрастается свалка.

Какое решение можно найти?


3. Журналисты приезжают в небольшой город проверить письмо местных жителей, в котором говорится о серьезных недостатках в работе городской администрации. Бригаду журналистов встречает представитель администрации. После посещения предприятий и встреч с людьми он приглашает журналистов на обед в ресторан, предупреждает, что обед оплачен и дает понять, что во время обеда разговор будет продолжен и представители прессы получат дополнительные сведения.

Как следует поступить журналистам?


4. Работающая студентка хочет заняться творческим, креативным процессом по изготовлению различных бытовых вещей разной модификации (полочки, шкатулки, светильники, подсвечники и т.д) из отходных материалов, которые остаются после заказов в мебельном цеху. Руководитель не против того, что отходы можно пустить в дело. Ведь для этого есть и материалы, и оборудование. Только есть одно <но>, контингент скорее консервативный, нежели новаторский. Очень сложно поменять стереотипы, установившиеся не то что годами, можно сказать веками. И как найти целевую аудиторию для своих креативных идей?

Что посоветовать студентке?

Made on
Tilda